Количество недовольных взносами на капремонт растёт. Люди не понимают, почему деньги с них берут сейчас, а ремонт будет через 10-20 лет, куда конкретно идут эти средства и не будут ли они разворованы.
Закон о капремонте требует серьёзных корректировок. Думские законотворцы уже провели первую работу над ошибками: с 1 июля 2015 г. освобождаются на срок до 5 лет от уплаты взносов на капремонт жители новостроек, сроки проведения ремонта ограничиваются 3 годами, а закупка стройматериалов по закону теперь должна проводиться только на конкурсной основе. На подходе ещё одно изменение: хотят освободить от взносов одиноких пожилых пенсионеров. Есть у законотворцев и другие предложения (см. инфографику).
Квазисбор
«Данные поправки можно обсуждать и дорабатывать, но я считаю, они позволят сделать программу капремонта более справедливой и помогут снять проблему социальной напряжённости из-за высоких поборов с населения, — сказал “АиФ” Николай Миронов, один из разработчиков закона и гендиректор Института приоритетных региональных проектов. — Да, государство сегодня софинансирует капремонт, но его объём чётко не прописан, а значит, необязателен. Попытки провести ремонт только за счёт средств граждан обернутся деградацией жилого фонда. Фактически ситуация выглядит так: государство собирает с граждан на невозвратной основе квазисбор, который не поступает в бюджет, а остаётся на счетах третьих лиц, нередко ведущих частную, коммерческую деятельность. А государство уже без каких-то обязательств перед плательщиками решает, когда проводить ремонт и проводить ли его вообще. При этом региональные операторы и владельцы спецсчетов, на которых аккумулируются взносы, становятся держателями немалых денежных средств. Спецсчетами домов нередко владеют управляющие компании, аффилированные с местными чиновниками и депутатами, поэтому возникает совершенно определённая коррупционная составляющая...».
А деньги где?
По официальным данным Минстроя РФ, за 1,5 года россияне отдали на капремонт из своих карманов уже 52 млрд руб. «Вот только где эти миллиарды? Нет открытой информации, сколько потрачено, на какие работы, сколько осталось на счетах и т. д. Поручения президента о прозрачности системы капремонта и механизме, гарантирующем сохранность средств граждан на региональных счетах, не выполнены, — говорит Николай Николаев, руководитель Центра ОНФ “Народная экспертиза”. — Недавно вскрылась ещё одна проблема: для того чтобы перейти со спецсчёта дома к региональному оператору, требуется 1 месяц, обратно — 2 года. С какой стати? Люди в большинстве по умолчанию попали в “общий котёл”, а когда решили сделать осознанный выбор в пользу спецсчёта, столкнулись с такой несправедливостью».
«Мы настаиваем на расширении прав собственников по контролю за капремонтом. Чтобы жильцы не только его принимали, но и утверждали проект вместе со стоимостью, подрядчиками и т. д., — продолжает Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль”. — Кроме того, в 2013 г. у нас в стране была разрушена система технической инвентаризации, которую заменили реестрами. И многие программы по капремонту были составлены наобум. Приступают к ремонту, и выясняется, что крыша у дома не 700, а 900 кв. м, в результате смета составлена неверно и т. д.».
Многие эксперты «АиФ» говорят о недоработках в законе о капремонте, а значит, депутаты осенью должны серьёзно поработать над ошибками. Региональным властям тоже стоит стать ближе к своему народу и взять пример, скажем, с московских властей, которые недавним постановлением расширили список льготников по оплате капремонта. По крайней мере, помочь старикам, инвалидам, многодетным и другим социально незащищённым слоям населения, которые не в силах тянуть новый жилищный оброк, можно и не дожидаясь принятия больших законов.
Источник: "АиФ"